Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

ПОЛИТИКА
противодействия коррупции
ООО «Республиканского проектного института «УзИнжиниринг»

Глава 1. Общие положения

1. Настоящая Политика отражает приверженность ООО «Республиканского проектного института «УзИнжиниринг (далее – Институт) высоким этическим стандартам с целью повышения уровня антикоррупционной культуры как среди работников, так и в обществе в целом, а также неприятия и недопущения совершения работниками Института коррупционных правонарушений в их деятельности.

2. Настоящая Политика разработана в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства Республики Узбекистан с учетом рекомендаций международных организаций и ведущих мировых практик в области противодействия коррупции, включая требования и рекомендации Международного стандарта ISO 37001:2016 «Системы менеджмента противодействия коррупции – Требования и рекомендации по применению».

3. Основными целями борьбы с коррупцией в Институте являются:

повышение правового сознания и правовой культуры работников Института, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции;

реализация мер по предупреждению коррупции во всех сферах деятельности Института;

своевременное выявление, пресечение коррупционных правонарушений, устранение их последствий, причин и условий, им способствующих, обеспечение принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

4. Для достижения указанных основных целей принята настоящая Политика противодействия коррупции Института, которая является основополагающим внутренним актом, определяющим ключевые принципы и требования, направленные на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности Института.

5. Требования настоящей Политики распространяются на всех работников Института, находящихся с ним в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.

6. Любое лицо, поступающее на работу в Институт, должно под роспись ознакомиться с настоящей Политикой и соблюдать ее положения.

7. Для целей настоящей Политики используются следующие основные понятия и термины:

близкие родственники – лица, состоящие в родстве или свойстве, то есть родители, кровные и сводные братья и сестры, супруги, дети, в том числе усыновленные (удочеренные), дедушки, бабушки, внуки, а также родители, кровные и сводные братья и сестры супругов;

добросовестное сообщение о нарушении антикоррупционных требований – обращение работника Института или иного лица через доступные каналы связи о совершении (попытке совершения) работником Института коррупционного правонарушения, при котором такой работник/лицо подлинно убежден, что информация, предоставленная им, является обоснованной;

знаки делового гостеприимства – расходы третьих лиц за или в интересах работников Института, связанные с установлением и/или поддержанием сотрудничества, осуществляемые при ведении деятельности, в том числе расходы третьих лиц на деловые ужины, транспортные расходы, расходы на проживание, развлечения и т.д.;

контрагент/деловой партнер – любое юридическое или физическое лицо, с которым Институт вступил в договорные отношения, за исключением трудовых;

конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника Института влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им служебных обязанностей и при которой возникает либо может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и интересами Института;

коррупция – незаконное использование лицом своего должностного или служебного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды в личных интересах или в интересах иных лиц, а равно незаконное предоставление такой выгоды;

коррупционные действия – прямое или косвенное, лично или через третьих лиц получение, требование, вымогательство, предложение, обещание и дача взятки, то есть денег, ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав за действие или бездействие со стороны работника в интересах взяткодателя, посредничество в даче и/или получении взятки, получение платежей для упрощения формальностей, незаконное использование лицом своего служебного положения с целью получения взятки и в иных неправомерных целях;

коррупционное правонарушение – деяние, обладающее признаками коррупции, за совершение которого законодательством Республики Узбекистан предусмотрена ответственность;

коррупционный риск – риск совершения коррупционных действий работниками Института или третьими лицами от имени Института и/или в его интересах;

личная заинтересованность работника – возможность получения работником Института при исполнении служебных обязанностей, близким родственником или связанными лицами личной выгоды (личные, социальные, имущественные, финансовые, политические и иные коммерческие или некоммерческие интересы) в виде денежных средств, материальных и нематериальных ценностей, иного имущества, выгод, благ и преимуществ, которая может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей;

платежи для упрощения формальностей – денежные средства, имущество, имущественные права, услуги и иная материальная или нематериальная выгода, которые неправомерно предоставляются с целью обеспечить или ускорить выполнение стандартного порядка совершения установленных процедур или действий, не предусмотренные соответствующими законодательными и нормативными нормами и правилами;

работник/персонал – директор и его заместители, главный инженер, начальник (руководитель) структурного подразделения и другое лицо, вступившее в трудовые отношения с Институтом;

связанные лица – лица, с которыми работник Института участвует в уставном капитале коммерческих организаций;

система противодействия коррупции – комплекс мер по предотвращению коррупционных правонарушений действующего применимого законодательства и внутренних актов, обеспечению высокого уровня профессионального и этического ведения деятельности работниками Института.

Глава 2. Ключевые принципы противодействия коррупции

8. Институт реализует систему противодействия коррупции на основе следующих принципов:

– законности. Мероприятия по противодействию коррупции в Институте реализуются в соответствии с требованиями законодательства Республики Узбекистан, а также в строгом соответствии с установленными внутренними актами Института;

– нулевой толерантности к коррупции. Институт не приемлет любые формы и проявления коррупции во всех направлениях своей деятельности. Работникам Института запрещается напрямую или косвенно участвовать в деятельности, которая может привести к возникновению коррупционного риска;

– открытости и прозрачности. Информирование работников и контрагентов Института, широкой общественности о принятых и реализуемых мерах по противодействию коррупции в системе Института;

– превентивности, системности и интегрированности реализуемых антикоррупционных мероприятий. Институт отдает приоритет реализации превентивных мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению коррупционных действий и реализации коррупционных рисков. Реализуемые антикоррупционные мероприятия и процедуры соразмерны уровню выявленных рисков и объединены в систему противодействия коррупции, интегрированную во все функции и направления деятельности Института;

– неотвратимости привлечения к ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Работники Института, совершившие коррупционные правонарушения, вне зависимости от их статуса и занимаемой должности, будут привлечены к ответственности в соответствии с внутренними актами Института и действующим законодательством;

– использования достижений технического прогресса. Институт стремится использовать последние технические достижения научного прогресса при построении системы противодействия коррупции, в том числе интегрированные информационные системы;

– прямого доступа к руководству. Каждый работник Института беспрепятственно может обратиться к директору Института при наличии достоверной и обоснованной информации о совершении коррупционного правонарушения для принятия установленных мер;

– взаимодействия с представителями гражданского общества. Институт при выполнении возложенных на него функций привлекает представителей гражданского общества с целью независимого контроля за деятельностью Института на честной, объективной и независимой основе;

– постоянного совершенствования системы противодействия коррупции. По результатам мониторинга и контроля системы противодействия коррупции и реализации коррупционных рисков Институт принимает меры по непрерывному повышению эффективности системы противодействия коррупции.

Глава 3. Элементы системы противодействия коррупции

9. Придерживаясь принципа «нулевой толерантности» к коррупции, всем работникам Института строго запрещается прямо или косвенно, лично или через посредников участвовать в любых коррупционных действиях, то есть в получении, требовании, вымогательстве, предложении, обещании и даче денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав за действие или бездействие со стороны работника в интересах взяткодателя, получении платежей для упрощения формальностей в обход установленных правил, незаконном использовании лицом своего служебного положения с целью получения взятки и в иных неправомерных целях.

10. Основными элементами системы противодействия коррупции в Институте являются:

а) наличие основополагающих внутренних актов по противодействию коррупции, то есть в основе системы противодействия коррупции Института лежат принципы и требования, отраженные в:

настоящей Политике,

Кодексе корпоративной этики,

Положении по управлению конфликтом интересов в Институте;

б) «Тон сверху» – Пример высшего руководства:

руководство Института, а также начальники структурных подразделений Института должны быть образцом честного, справедливого и независимого поведения в отношениях с подчиненными, гражданами и юридическими лицами;

директор, заместители директора, начальники структурных подразделений демонстрируют лидерство в отношении построения и реализации эффективной системы противодействия коррупции посредством:

способствования внедрению эффективных антикоррупционных мероприятий и процедур в рисковые функции (направления) деятельности Института, в том числе разрабатывая план антикоррупционных мероприятий и осуществляя контроль за ее исполнением;

демонстрации личного примера этичного поведения и соблюдения норм антикоррупционного законодательства и принятых внутренних актов в рамках исполнения своих должностных обязанностей, тем самым формируя у работников Института нетерпимое отношение ко всем формам и проявлениям коррупции;

в) идентификация и оценка коррупционного риска:

Институт осуществляет идентификацию и оценку коррупционного риска, присущего его деятельности в силу специфики функций Института, организационной структуры, взаимодействия с обществом и иными лицами, а также другими внешними и внутренними факторами в соответствии с разработанной методикой оценки коррупционного риска;

в рамках идентификации и оценки коррупционного риска анализируются все направления деятельности Института с целью определения функций, наиболее подверженных коррупционному риску, анализируются существующие в них виды антикоррупционного контроля и процедуры с точки зрения их достаточности для снижения выявленных рисков. Помимо Отдела внутреннего антикоррупционного контроля Института (далее – ОВАК) в процессе идентификации и оценки рисков принимают участие руководители соответствующих направлений Института;

учитывая «нулевую толерантность» Института к коррупционным действиям, последний признает необходимость управления коррупционным риском вне зависимости от вероятности его наступления и степени воздействия;

оценка коррупционных рисков проводится не реже одного раза в год. Результаты оценки коррупционных рисков рассматриваются директором Института и вместе с  антикоррупционными мерами и процедурами, минимизирующими выявленные риски, отражаются в антикоррупционных планах Института;

г) лица и подразделения, ответственные за противодействие коррупции:

для построения эффективной системы противодействия коррупции в Институте сформировано отдельное структурное подразделение, ответственное за процесс ее формирования и контроль – Отдел внутреннего антикоррупционного контроля Института;

ОВАК, обладающий достаточным уровнем независимости и необходимыми ресурсами для реализации антикоррупционных задач в Институте, подчиняется непосредственно директору Института и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об ОВАК;

при осуществлении деятельности по противодействию коррупции отдел по работе с персоналом Института отвечает за систематический и своевременный сбор, анализ, актуализацию сведений о близких родственниках работников и связанных лицах в порядке и объеме, предусмотренном Положением об управлении конфликтом интересов в Институте, а также в соответствии с нормами законодательства Республики Узбекистан.

Кроме того, ОВАК рассматривает информацию, поступившую от отдела по работе с персоналом, о конфликте интересов работников Института и принимает решение о его урегулировании (в случае, если конфликт интересов не был урегулирован) или решение о достаточности/недостаточности принятых мер по урегулированию выявленного конфликта интересов, а также рассматривает вопросы соблюдения этических норм, установленных в Институте. В рамках управления конфликтом интересов отдел по работе с персоналом и ОВАК руководствуются Положением по управлению конфликтом интересов в Институте;

д) антикоррупционные меры, минимизирующие идентифицированные коррупционные риски.

Институт внедряет комплексную систему противодействия коррупции, охватывающую как общую контрольную среду, так и антикоррупционные контроли и процедуры в рисковых направлениях деятельности/функциях Института.

Институт стремится обеспечить эффективность антикоррупционного контроля и процедур, в том числе их соразмерность уровню выявленных рисков, четкость и ясность для работников Института.

Реализуемые мероприятия, а также внедряемые контроль и процедуры по противодействию коррупции отражаются в плане мероприятий по противодействию коррупции Института, а также закрепляются соответствующими внутренними актами;

е) информирование, коммуникация и консультирование.

С целью снижения коррупционных рисков и повышения информированности общества об антикоррупционных принципах и требованиях Института, настоящая Политика и основная информация о реализуемых антикоррупционных мероприятиях / кампаниях размещается на официальном сайте в сети Интернет.

Помимо этого, Институт прилагает все возможные разумные усилия по информированию и разъяснению норм действующего антикоррупционного законодательства и внедренных антикоррупционных принципов и требований работникам Института и иным заинтересованным лицам посредством:

проведения регулярного и систематического обучения работников Института основам противодействия коррупции не реже, чем один раз в год наряду с обязательным ознакомлением с настоящей Политикой и иными антикоррупционными внутренними актами. Для должностей с повышенным коррупционным риском устанавливаются дополнительные программы антикоррупционного обучения. Информация о проведенном обучении / тренингах хранится в отделе по работе с персоналом Института в установленном законодательстве порядке;

проведения антикоррупционных кампаний с использованием тематических аудио- и видеороликов и иных информационных материалов, направленных на повышение осведомленности работников Института и граждан о реализуемых мерах противодействия коррупции и по формированию у них нетерпимого отношения к коррупции;

обеспечения доступными каналами связи для сообщения о фактах либо подозрениях в совершении коррупционных правонарушений работниками Института, коррупционных рисках и др.;

консультирования работников Института в случае возникновения вопросов, связанных с применением положений настоящей Политики или реализации антикоррупционных мероприятий и процедур ОВАК;

включения антикоррупционных положений в трудовые договоры работников Института;

осуществления ОВАК пропаганды антикоррупционного поведения в соответствии с утвержденным планом;

информирования своих контрагентов о принятых антикоррупционных принципах и требованиях, в том числе в рамках включения специальных антикоррупционных условий в договоры с ними и т.д.;

ж) мониторинг, контроль и отчетность.

ОВАК осуществляет постоянный мониторинг и оценку эффективности, достаточности и соразмерности реализуемых антикоррупционных процедур в Институте. По результатам проведенного мониторинга принимаются соответствующие меры по совершенствованию системы противодействия коррупции в Институте.

В Институте реализуются следующие процедуры мониторинга и контроля:

анализ влияния изменений в функциях и особенностях деятельности Института, его организационно-функциональной структуре и других внешних и внутренних факторах на систему противодействия коррупции и необходимости ее корректировки, в том числе обеспечение ее соответствия требованиям действующего законодательства;

мониторинг внутренних процессов и функций Института на выборочной основе для выявления неэффективных видов контролей и процедур с целью их корректировки и обеспечения надежности и эффективности антикоррупционной системы в соответствии с утвержденным планом;

контроль соблюдения работниками Института антикоррупционных требований при проведения внутренних и/или внешних проверок;

контроль за своевременной и надлежащей реализацией антикоррупционных мероприятий, возложенных на ОВАК.

Итоги и результаты мероприятий по мониторингу и контролю системы противодействия коррупции отражаются в ежеквартальных отчетах для директора Института;

з) реагирование на нарушения и привлечение к ответственности виновных лиц.

Следование настоящей Политике и соблюдение антикоррупционных процедур Института является обязанностью каждого работника в рамках исполнения им своих должностных обязанностей. Работники несут персональную ответственность за нарушение установленных требований и процедур.

Работники Института, нарушившие установленные антикоррупционные принципы и требования, привлекаются к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке и по основаниям, предусмотренным внутренними актами Института и законодательством Республики Узбекистан.

Работники обязаны уведомить своего руководителя и ОВАК обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц с целью склонения их к совершению коррупционных правонарушений, а также о любых известных им фактах коррупционных правонарушений, совершенных другими работниками.

Учитывая принцип нулевой толерантности к коррупции, в отношении каждого обоснованного подозрения в совершении работниками Института коррупционного правонарушения в Институте проводятся служебные расследования в порядке, предусмотренном внутренними актами Института и в соответствии с требованиями законодательства Республики Узбекистан. Работники Института, нарушившие нормы антикоррупционного законодательства и/или антикоррупционные требования и процедуры, закрепленные настоящей Политикой и другими внутренними актами Института, вне зависимости от их должности, срока работы и других факторов подлежат привлечению к ответственности в рамках и по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Узбекистан и внутренними актами Института.

В случае выявления коррупционных правонарушений Институт осуществляет анализ причин и возможностей для их совершения и на постоянной основе совершенствует систему противодействия коррупции.

Институт сотрудничает с правоохранительными и государственными органами для выявления и расследования коррупционных правонарушений.

Глава 4. Основные направления борьбы с коррупцией

§ 1. Управление конфликтом интересов

12. Работники Института должны честно и добросовестно исполнять свои должностные обязанности, не использовать свое служебное положение и/или имущество Института с учетом личной заинтересованности и избегать ситуаций, которые могут привести к конфликту интересов.

Конфликт интересов возникает в ситуации, когда работники Института имеют личную заинтересованность, которая влияет или может повлиять на надлежащее и беспристрастное исполнение ими своих должностных обязанностей, в том числе на объективное принятие решений, а также способную привести к причинению вреда правам, законным интересам, имуществу и (или) репутации Института.

13. Работники Института обязаны раскрывать информацию о своей личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, при приеме на работу, продвижении по службе, на ежегодной основе и по мере возникновения соответствующих ситуаций/обстоятельств. Процесс раскрытия работниками Института информации о конфликте интересов и его урегулирования регламентирован в Положении по управлению конфликтом интересов в Институте.

§ 2. Подарки и знаки делового гостеприимства

14. Работникам Института запрещается принимать какие-либо подарки или знаки делового гостеприимства, средства поощрения в форме займа, гарантий, поручительств, вознаграждения, материальную помощь в виде наличных денежных средств или их эквивалентов, ценных бумаг или других услуг от физических и юридических лиц в связи с исполнением работником своих служебных обязанностей.

15. Любые подарки вне зависимости от суммы, полученные работниками Института в составе официальных делегаций, на официальных мероприятиях в том числе за рубежом, подлежат передаче в собственность Института.

16. Подарки работниками Института другим работникам Института допускаются только на личные праздники (день рождения, рождение ребенка и др.), не связанные с выполнением ими своих служебных обязанностей, признаются подарками, связанными с личностью работника.

При таком дарении подарков должны соблюдаться следующие требования:

подарки должны дариться в присутствии других работников Института;

дарение подарка должно сопровождаться поздравительной речью, в которой ясно выражается событие, послужившее поводом для подарка;

общая стоимость подарка (включая все налоги и сборы) не может превышать 5 (пять) размеров базовой расчетной величины, установленных законодательством на дату дарения.

17. Во избежание сомнений, подарки и иные материальные ценности, перечисленные в пункте 16 настоящей Политики, получаемые в связи с любыми праздниками (включая, но не ограничиваясь, день рождения, рождение ребенка и т.д.) от работников других государственных органов и организаций, партнеров и контрагентов, прочих физических и юридических лиц, не перечисленных в пунктах 14 и 15 настоящей Политики, запрещены.

18. Дарение подарков на международных конференциях, симпозиумах и других деловых (служебных) встречах от имени Института осуществляется по приказу директора Института.

19. В случае любых сомнений в правомерности принятия подарка, работнику Института следует обратиться за консультацией в ОВАК.

§ 3. Подбор персонала, продвижение по службе, материальное стимулирование

20. Процесс подбора, аттестации и оценки деятельности работников Института, в том числе выплаты премий, установления надбавок и иных видов вознаграждений, является прозрачным, равноправным и объективным для всех работников и соответствует основополагающим принципам и требованиям настоящей Политики.

21. В Институте должны быть разработаны порядок и критерии оценки ключевых показателей эффективности руководителей Института, а также начальников структурных подразделений Института, на основании которых осуществляется их премирование. Данные показатели являются объективными, прозрачными и доступными для ознакомления работниками Института.

§ 4. Взаимодействие с контрагентами и третьими лицами

22. Институт не привлекает поставщиков, подрядчиков и иных третьих лиц для осуществления каких-либо платежей и/или действий, противоречащих принципам и требованиям настоящей Политики, а равно создающих коррупционный риск.

23. В отношениях с контрагентами Институт придерживается принципов законности и прозрачности осуществления своей деятельности. Институт обеспечивает честный, открытый и прозрачный процесс выбора поставщиков, подрядчиков и иных контрагентов, основанный на использовании объективных критериев отбора, а также прозрачный порядок определения стоимости приобретаемой продукции/работ/услуг, которые регулируются действующим законодательством Республики Узбекистан и внутренними актами Института.

24. При взаимодействии/сотрудничестве с контрагентом Институт:

– проводит проверку благонадежности потенциального контрагента, в том числе на предмет совершения коррупционных правонарушений в прошлом, отсутствия конфликта интересов с работниками Института в соответствии с внутренними актами Института и в рамках законодательства Республики Узбекистан;

– информирует потенциального контрагента (победителя отбора, конкурса, тендера и контрагента закупки по прямым договорам) о своих антикоррупционных принципах и требованиях путем включения специальных антикоррупционных условий в текст договора с ним.

§ 5.  Благотворительная и спонсорская деятельность

25. Институт может принимать и оказывать сам благотворительную и спонсорскую помощь в установленных законом случаях. При получении такой помощи Институт предпринимает все возможные меры по недопущению конфликта интересов, обеспечению эффективного и целевого расходования средств на установленные в законе и/или договоре цели, а также раскрытию информации о благотворительной и спонсорской деятельности на своем официальном сайте во всемирной информационной сети Интернет.

§ 6. Антикоррупционная экспертиза внутренних актов

26. При осуществлении правовой экспертизы внутренних актов также проводится экспертиза в целях предупреждения возникновения, выявления и исключения из документов коррупциогенных факторов, создающих возможность совершения коррупционных правонарушений.

§ 7. Консультирование работников Института

27. В случае возникновения у работников Института любых вопросов, связанных с требованиями действующего законодательства о противодействии коррупции, положениями настоящей Политики или иными антикоррупционными мероприятиями и процедурами в Институте, они могут обратиться за консультацией в ОВАК.

Глава 5. Сообщения о коррупционных правонарушениях

28. Работники Института и иные лица при появлении у них сомнений в правомерности и/или этичности действий работников Института, обоснованных подозрений по поводу предполагаемых или свершившихся фактов коррупции и иных нарушений могут открыто сообщать о них по доступным каналам связи Института.

29. Институт в рамках своих полномочий и имеющихся возможностей обеспечивает конфиденциальность лица, предоставившего достоверную информацию о нарушении (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан).

30. Институт защищает интересы своих работников и гарантирует, что не допустит актов мести, включая увольнение, понижение в должности, дискриминацию, притеснение, преследование в отношении тех работников, кто добросовестно сообщил о подозрительном поведении или возможном нарушении антикоррупционных требований настоящей Политики другим работником Института.

31. Сообщения о коррупционных правонарушениях могут быть предоставлены по следующим каналам связи:

по телефону +998 781130280 (внут. 205);

по электронному адресу anticor@uzeng.uz

напрямую в правоохранительные органы.

32. Все сообщения, поступившие на каналы связи Института, объективно и своевременно рассматриваются ОВАК в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и внутренними актами Института.

Глава 6. Порядок пересмотра и внесения изменений

33. Настоящая Политика подлежит пересмотру и корректировке в следующих случаях:

при изменении законодательства Республики Узбекистан в области противодействия коррупции, которое влечет необходимость пересмотра существующих антикоррупционных политики и процедур в Институте;

при выявлении неэффективных антикоррупционных контролей, процедур и при необходимости совершенствования комплекса мер, направленных на предупреждение и противодействие коррупции в деятельности Института;

при изменении организационной структуры Института и/или особенностей исполнения Институтом своих задач и функций и т.д.

Нажмите чтобы прослушать выделенный текст! Powered by GSpeech