Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

ПОЛИТИКА
противодействия коррупции
Республиканского проектного института «УзИнжиниринг» при Кабинете Министров Республики Узбекистан

Глава 1. Общие положения

1.        Настоящая Политика отражает приверженность Республиканского проектного института «УзИнжиниринг» при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее – Институт) высоким этическим стандартам с целью повышения уровня антикоррупционной культуры как среди работников, так и в обществе в целом, а также неприятия и недопущения совершения работниками Института коррупционных правонарушений в их деятельности.

2.        Настоящая Политика разработана в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства Республики Узбекистан с учетом рекомендаций международных организаций и ведущих мировых практик в области противодействия коррупции, включая требования и рекомендации Международного стандарта ISO 37001:2016 «Системы менеджмента противодействия коррупции – Требования и рекомендации по применению».

3.Основными целями борьбы с коррупцией в Институте являются:

повышение правового сознания и правовой культуры работников Института, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции;

реализация мер по предупреждению коррупции во всех сферах деятельности Института;

своевременное выявление, пресечение коррупционных правонарушений, устранение их последствий, причин и условий, им способствующих, обеспечение принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

4. Для достижения указанных основных целей принята настоящая Политика противодействия коррупции Института, которая является основополагающим внутренним актом, определяющим ключевые принципы и требования, направленные на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности Института.

5. Требования настоящей Политики распространяются на всех работников Института, находящихся с ним в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.

6. Любое лицо, поступающее на работу в Институт, должно под роспись ознакомиться с настоящей Политикой и соблюдать ее положения.

7. Для целей настоящей Политики используются следующие основные понятия и термины:

близкие родственники – лица, состоящие в родстве или свойстве, то есть родители, кровные и сводные братья и сестры, супруги, дети, в том числе усыновленные (удочеренные), дедушки, бабушки, внуки, а также родители, кровные и сводные братья и сестры супругов;

добросовестное сообщение о нарушении антикоррупционных требований – обращение работника Института или иного лица через доступные каналы связи о совершении (попытке совершения) работником Института коррупционного правонарушения, при котором такой работник/лицо подлинно убежден, что информация, предоставленная им, является обоснованной;

знаки делового гостеприимства – расходы третьих лиц за или в интересах работников Института, связанные с установлением и/или поддержанием сотрудничества, осуществляемые при ведении деятельности, в том числе расходы третьих лиц на деловые ужины, транспортные расходы, расходы на проживание, развлечения и т.д.;

контрагент/ деловой партнер – любое юридическое или физическое лицо, с которым Институт вступил в договорные отношения, за исключением трудовых;

конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника Института влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им служебных обязанностей и при которой возникает либо может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и интересами Института;

коррупция – незаконное использование лицом своего должностного или служебного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды в личных интересах или в интересах иных лиц, а равно незаконное предоставление такой выгоды;

коррупционные действия – прямое или косвенное, лично или через третьих лиц получение, требование, вымогательство, предложение, обещание и дача взятки, то есть денег, ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав за действие или бездействие со стороны работника в интересах взяткодателя, посредничество в даче и/или получении взятки, получение платежей для упрощения формальностей, незаконное использование лицом своего служебного положения с целью получения взятки и в иных неправомерных целях;

коррупционное правонарушение – деяние, обладающее признаками коррупции, за совершение которого законодательством Республики Узбекистан предусмотрена ответственность;

коррупционный риск – риск совершения коррупционных действий работниками Института или третьими лицами от имени Института и/или в его интересах;

личная заинтересованность работника – возможность получения работником Института при исполнении служебных обязанностей, близким родственником или связанными лицами личной выгоды (личные, социальные, имущественные, финансовые, политические и иные коммерческие или некоммерческие интересы) в виде денежных средств, материальных и нематериальных ценностей, иного имущества, выгод, благ и преимуществ, которая может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей;

платежи для упрощения формальностей – денежные средства, имущество, имущественные права, услуги и иная материальная или нематериальная выгода, которые неправомерно предоставляются с целью обеспечить или ускорить выполнение стандартного порядка совершения установленных процедур или действий, не предусмотренные соответствующими законодательными и нормативными нормами и правилами;

работник/персонал – директор и его заместители, главный инженер, начальник (руководитель) структурного подразделения и другое лицо, вступившее в трудовые отношения с Институтом;

связанные лица – лица, с которыми работник Института участвует в уставном капитале коммерческих организаций;

система противодействия коррупции – комплекс мер по предотвращению коррупционных правонарушений действующего применимого законодательства и внутренних актов, обеспечению высокого уровня профессионального и этического ведения деятельности работниками Института.

Глава 2. Ключевые принципы противодействия коррупции

8. Институт реализует систему противодействия коррупции на основе следующих принципов:

– законности. Мероприятия по противодействию коррупции в Институте реализуются в соответствии с требованиями законодательства Республики Узбекистан, а также в строгом соответствии с установленными внутренними актами Института;

– нулевой толерантности к коррупции. Институт не приемлет любые формы и проявления коррупции во всех направлениях своей деятельности. Работникам Института запрещается напрямую или косвенно участвовать в деятельности, которая может привести к возникновению коррупционного риска;

– открытости и прозрачности. Информирование работников и контрагентов Института, широкой общественности о принятых и реализуемых мерах по противодействию коррупции в системе Института;

– превентивности, системности и интегрированности реализуемых антикоррупционных мероприятий. Институт отдает приоритет реализации превентивных мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению коррупционных действий и реализации коррупционных рисков. Реализуемые антикоррупционные мероприятия и процедуры соразмерны уровню выявленных рисков и объединены в систему противодействия коррупции, интегрированную во все функции и направления деятельности Института;

– неотвратимости привлечения к ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Работники Института, совершившие коррупционные правонарушения, вне зависимости от их статуса и занимаемой должности, будут привлечены к ответственности в соответствии с внутренними актами Института и действующим законодательством;

– использования достижений технического прогресса. Институт стремится использовать последние технические достижения научного прогресса при построении системы противодействия коррупции, в том числе интегрированные информационные системы;

– прямого доступа к руководству. Каждый работник Института беспрепятственно может обратиться к директору Института при наличии достоверной и обоснованной информации о совершении коррупционного правонарушения для принятия установленных мер;

– взаимодействия с представителями гражданского общества. Институт при выполнении возложенных на него функций привлекает представителей гражданского общества с целью независимого контроля за деятельностью Института на честной, объективной и независимой основе;

– постоянного совершенствования системы противодействия коррупции. По результатам мониторинга и контроля системы противодействия коррупции и реализации коррупционных рисков Институт принимает меры по непрерывному повышению эффективности системы противодействия коррупции.

Глава 3. Элементы системы противодействия коррупции

9. Придерживаясь принципа «нулевой толерантности» к коррупции, всем работникам Института строго запрещается прямо или косвенно, лично или через посредников участвовать в любых коррупционных действиях, то есть в получении, требовании, вымогательстве, предложении, обещании и даче денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав за действие или бездействие со стороны работника в интересах взяткодателя, получении платежей для упрощения формальностей в обход установленных правил, незаконном использовании лицом своего служебного положения с целью получения взятки и в иных неправомерных целях.

10. Основными элементами системы противодействия коррупции в Институте являются:

а) наличие основополагающих внутренних актов по противодействию коррупции, то есть в основе системы противодействия коррупции Института лежат принципы и требования, отраженные в:

настоящей Политике,

Кодексе корпоративной этики,

Положении по управлению конфликтом интересов в Институте;

б) «Тон сверху» – Пример высшего руководства:

руководство Института, а также начальники структурных подразделений Института должны быть образцом честного, справедливого и независимого поведения в отношениях с подчиненными, гражданами и юридическими лицами;

директор, заместители директора, начальники структурных подразделений демонстрируют лидерство в отношении построения и реализации эффективной системы противодействия коррупции посредством:

способствования внедрению эффективных антикоррупционных мероприятий и процедур в рисковые функции (направления) деятельности Института, в том числе разрабатывая план антикоррупционных мероприятий и осуществляя контроль за ее исполнением;

демонстрации личного примера этичного поведения и соблюдения норм антикоррупционного законодательства и принятых внутренних актов в рамках исполнения своих должностных обязанностей, тем самым формируя у работников Института нетерпимое отношение ко всем формам и проявлениям коррупции;

в) идентификация и оценка коррупционного риска:

Институт осуществляет идентификацию и оценку коррупционного риска, присущего его деятельности в силу специфики функций Института, организационной структуры, взаимодействия с обществом и иными лицами, а также другими внешними и внутренними факторами в соответствии с разработанной методикой оценки коррупционного риска;

в рамках идентификации и оценки коррупционного риска анализируются все направления деятельности Института с целью определения функций, наиболее подверженных коррупционному риску, анализируются существующие в них виды антикоррупционного контроля и процедуры с точки зрения их достаточности для снижения выявленных рисков. Помимо Отдела внутреннего антикоррупционного контроля Института (далее – ОВАК) в процессе идентификации и оценки рисков принимают участие руководители соответствующих направлений Института;

учитывая «нулевую толерантность» Института к коррупционным действиям, последний признает необходимость управления коррупционным риском вне зависимости от вероятности его наступления и степени воздействия;

оценка коррупционных рисков проводится не реже одного раза в год. Результаты оценки коррупционных рисков рассматриваются директором Института и вместе с  антикоррупционными мерами и процедурами, минимизирующими выявленные риски, отражаются в антикоррупционных планах Института;

г) лица и подразделения, ответственные за противодействие коррупции:

для построения эффективной системы противодействия коррупции в Институте сформировано отдельное структурное подразделение, ответственное за процесс ее формирования и контроль – Отдел внутреннего антикоррупционного контроля Института;

ОВАК, обладающий достаточным уровнем независимости и необходимыми ресурсами для реализации антикоррупционных задач в Институте, подчиняется непосредственно директору Института и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об ОВАК;

при осуществлении деятельности по противодействию коррупции отдел по работе с персоналом Института отвечает за систематический и своевременный сбор, анализ, актуализацию сведений о близких родственниках работников и связанных лицах в порядке и объеме, предусмотренном Положением об управлении конфликтом интересов в Институте, а также в соответствии с нормами законодательства Республики Узбекистан.

Кроме того, ОВАК рассматривает информацию, поступившую от отдела по работе с персоналом, о конфликте интересов работников Института и принимает решение о его урегулировании (в случае, если конфликт интересов не был урегулирован) или решение о достаточности/недостаточности принятых мер по урегулированию выявленного конфликта интересов, а также рассматривает вопросы соблюдения этических норм, установленных в Институте. В рамках управления конфликтом интересов отдел по работе с персоналом и ОВАК руководствуются Положением по управлению конфликтом интересов в Институте;

д) антикоррупционные меры, минимизирующие идентифицированные коррупционные риски.

Институт внедряет комплексную систему противодействия коррупции, охватывающую как общую контрольную среду, так и антикоррупционные контроли и процедуры в рисковых направлениях деятельности/функциях Института.

Институт стремится обеспечить эффективность антикоррупционного контроля и процедур, в том числе их соразмерность уровню выявленных рисков, четкость и ясность для работников Института.

Реализуемые мероприятия, а также внедряемые контроль и процедуры по противодействию коррупции отражаются в плане мероприятий по противодействию коррупции Института, а также закрепляются соответствующими внутренними актами;

е) информирование, коммуникация и консультирование.

С целью снижения коррупционных рисков и повышения информированности общества об антикоррупционных принципах и требованиях Института, настоящая Политика и основная информация о реализуемых антикоррупционных мероприятиях / кампаниях размещается на официальном сайте в сети Интернет.

Помимо этого, Институт прилагает все возможные разумные усилия по информированию и разъяснению норм действующего антикоррупционного законодательства и внедренных антикоррупционных принципов и требований работникам Института и иным заинтересованным лицам посредством:

проведения регулярного и систематического обучения работников Института основам противодействия коррупции не реже, чем один раз в год наряду с обязательным ознакомлением с настоящей Политикой и иными антикоррупционными внутренними актами. Для должностей с повышенным коррупционным риском устанавливаются дополнительные программы антикоррупционного обучения. Информация о проведенном обучении / тренингах хранится в отделе по работе с персоналом Института в установленном законодательстве порядке;

проведения антикоррупционных кампаний с использованием тематических аудио- и видеороликов и иных информационных материалов, направленных на повышение осведомленности работников Института и граждан о реализуемых мерах противодействия коррупции и по формированию у них нетерпимого отношения к коррупции;

обеспечения доступными каналами связи для сообщения о фактах либо подозрениях в совершении коррупционных правонарушений работниками Института, коррупционных рисках и др.;

консультирования работников Института в случае возникновения вопросов, связанных с применением положений настоящей Политики или реализации антикоррупционных мероприятий и процедур ОВАК;

включения антикоррупционных положений в трудовые договоры работников Института;

осуществления ОВАК пропаганды антикоррупционного поведения в соответствии с утвержденным планом;

информирования своих контрагентов о принятых антикоррупционных принципах и требованиях, в том числе в рамках включения специальных антикоррупционных условий в договоры с ними и т.д.;

ж) мониторинг, контроль и отчетность.

ОВАК осуществляет постоянный мониторинг и оценку эффективности, достаточности и соразмерности реализуемых антикоррупционных процедур в Институте. По результатам проведенного мониторинга принимаются соответствующие меры по совершенствованию системы противодействия коррупции в Институте.

В Институте реализуются следующие процедуры мониторинга и контроля:

анализ влияния изменений в функциях и особенностях деятельности Института, его организационно-функциональной структуре и других внешних и внутренних факторах на систему противодействия коррупции и необходимости ее корректировки, в том числе обеспечение ее соответствия требованиям действующего законодательства;

мониторинг внутренних процессов и функций Института на выборочной основе для выявления неэффективных видов контролей и процедур с целью их корректировки и обеспечения надежности и эффективности антикоррупционной системы в соответствии с утвержденным планом;

контроль соблюдения работниками Института антикоррупционных требований при проведения внутренних и/или внешних проверок;

контроль за своевременной и надлежащей реализацией антикоррупционных мероприятий, возложенных на ОВАК.

Итоги и результаты мероприятий по мониторингу и контролю системы противодействия коррупции отражаются в ежеквартальных отчетах для директора Института;

з) реагирование на нарушения и привлечение к ответственности виновных лиц.

Следование настоящей Политике и соблюдение антикоррупционных процедур Института является обязанностью каждого работника в рамках исполнения им своих должностных обязанностей. Работники несут персональную ответственность за нарушение установленных требований и процедур.

Работники Института, нарушившие установленные антикоррупционные принципы и требования, привлекаются к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке и по основаниям, предусмотренным внутренними актами Института и законодательством Республики Узбекистан.

Работники обязаны уведомить своего руководителя и ОВАК обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц с целью склонения их к совершению коррупционных правонарушений, а также о любых известных им фактах коррупционных правонарушений, совершенных другими работниками.

Учитывая принцип нулевой толерантности к коррупции, в отношении каждого обоснованного подозрения в совершении работниками Института коррупционного правонарушения в Институте проводятся служебные расследования в порядке, предусмотренном внутренними актами Института и в соответствии с требованиями законодательства Республики Узбекистан. Работники Института, нарушившие нормы антикоррупционного законодательства и/или антикоррупционные требования и процедуры, закрепленные настоящей Политикой и другими внутренними актами Института, вне зависимости от их должности, срока работы и других факторов подлежат привлечению к ответственности в рамках и по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Узбекистан и внутренними актами Института.

В случае выявления коррупционных правонарушений Институт осуществляет анализ причин и возможностей для их совершения и на постоянной основе совершенствует систему противодействия коррупции.

Институт сотрудничает с правоохранительными и государственными органами для выявления и расследования коррупционных правонарушений.

Глава 4. Основные направления борьбы с коррупцией

§ 1. Управление конфликтом интересов

12. Работники Института должны честно и добросовестно исполнять свои должностные обязанности, не использовать свое служебное положение и/или имущество Института с учетом личной заинтересованности и избегать ситуаций, которые могут привести к конфликту интересов.

Конфликт интересов возникает в ситуации, когда работники Института имеют личную заинтересованность, которая влияет или может повлиять на надлежащее и беспристрастное исполнение ими своих должностных обязанностей, в том числе на объективное принятие решений, а также способную привести к причинению вреда правам, законным интересам, имуществу и (или) репутации Института.

13. Работники Института обязаны раскрывать информацию о своей личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, при приеме на работу, продвижении по службе, на ежегодной основе и по мере возникновения соответствующих ситуаций/обстоятельств. Процесс раскрытия работниками Института информации о конфликте интересов и его урегулирования регламентирован в Положении по управлению конфликтом интересов в Институте.

§ 2. Подарки и знаки делового гостеприимства

14. Работникам Института запрещается принимать какие-либо подарки или знаки делового гостеприимства, средства поощрения в форме займа, гарантий, поручительств, вознаграждения, материальную помощь в виде наличных денежных средств или их эквивалентов, ценных бумаг или других услуг от физических и юридических лиц в связи с исполнением работником своих служебных обязанностей.

15. Любые подарки вне зависимости от суммы, полученные работниками Института в составе официальных делегаций, на официальных мероприятиях в том числе за рубежом, подлежат передаче в собственность Института.

16. Подарки работниками Института другим работникам Института допускаются только на личные праздники (день рождения, рождение ребенка и др.), не связанные с выполнением ими своих служебных обязанностей, признаются подарками, связанными с личностью работника.

При таком дарении подарков должны соблюдаться следующие требования:

подарки должны дариться в присутствии других работников Института;

дарение подарка должно сопровождаться поздравительной речью, в которой ясно выражается событие, послужившее поводом для подарка;

общая стоимость подарка (включая все налоги и сборы) не может превышать 5 (пять) размеров базовой расчетной величины, установленных законодательством на дату дарения.

17. Во избежание сомнений, подарки и иные материальные ценности, перечисленные в пункте 16 настоящей Политики, получаемые в связи с любыми праздниками (включая, но не ограничиваясь, день рождения, рождение ребенка и т.д.) от работников других государственных органов и организаций, партнеров и контрагентов, прочих физических и юридических лиц, не перечисленных в пунктах 14 и 15 настоящей Политики, запрещены.

18. Дарение подарков на международных конференциях, симпозиумах и других деловых (служебных) встречах от имени Института осуществляется по приказу директора Института.

19. В случае любых сомнений в правомерности принятия подарка, работнику Института следует обратиться за консультацией в ОВАК.

§ 3. Подбор персонала, продвижение по службе, материальное стимулирование

20. Процесс подбора, аттестации и оценки деятельности работников Института, в том числе выплаты премий, установления надбавок и иных видов вознаграждений, является прозрачным, равноправным и объективным для всех работников и соответствует основополагающим принципам и требованиям настоящей Политики.

21. В Институте должны быть разработаны порядок и критерии оценки ключевых показателей эффективности руководителей Института, а также начальников структурных подразделений Института, на основании которых осуществляется их премирование. Данные показатели являются объективными, прозрачными и доступными для ознакомления работниками Института.

§ 4. Взаимодействие с контрагентами и третьими лицами

22. Институт не привлекает поставщиков, подрядчиков и иных третьих лиц для осуществления каких-либо платежей и/или действий, противоречащих принципам и требованиям настоящей Политики, а равно создающих коррупционный риск.

23. В отношениях с контрагентами Институт придерживается принципов законности и прозрачности осуществления своей деятельности. Институт обеспечивает честный, открытый и прозрачный процесс выбора поставщиков, подрядчиков и иных контрагентов, основанный на использовании объективных критериев отбора, а также прозрачный порядок определения стоимости приобретаемой продукции/работ/услуг, которые регулируются действующим законодательством Республики Узбекистан и внутренними актами Института.

24. При взаимодействии/сотрудничестве с контрагентом Институт:

– проводит проверку благонадежности потенциального контрагента, в том числе на предмет совершения коррупционных правонарушений в прошлом, отсутствия конфликта интересов с работниками Института в соответствии с внутренними актами Института и в рамках законодательства Республики Узбекистан;

– информирует потенциального контрагента (победителя отбора, конкурса, тендера и контрагента закупки по прямым договорам) о своих антикоррупционных принципах и требованиях путем включения специальных антикоррупционных условий в текст договора с ним.

§ 5.  Благотворительная и спонсорская деятельность

25. Институт может принимать и оказывать сам благотворительную и спонсорскую помощь в установленных законом случаях. При получении такой помощи Институт предпринимает все возможные меры по недопущению конфликта интересов, обеспечению эффективного и целевого расходования средств на установленные в законе и/или договоре цели, а также раскрытию информации о благотворительной и спонсорской деятельности на своем официальном сайте во всемирной информационной сети Интернет.

§ 6. Антикоррупционная экспертиза внутренних актов

26. При осуществлении правовой экспертизы внутренних актов также проводится экспертиза в целях предупреждения возникновения, выявления и исключения из документов коррупциогенных факторов, создающих возможность совершения коррупционных правонарушений.

§ 7. Консультирование работников Института

27. В случае возникновения у работников Института любых вопросов, связанных с требованиями действующего законодательства о противодействии коррупции, положениями настоящей Политики или иными антикоррупционными мероприятиями и процедурами в Институте, они могут обратиться за консультацией в ОВАК.

Глава 5. Сообщения о коррупционных правонарушениях

28. Работники Института и иные лица при появлении у них сомнений в правомерности и/или этичности действий работников Института, обоснованных подозрений по поводу предполагаемых или свершившихся фактов коррупции и иных нарушений могут открыто сообщать о них по доступным каналам связи Института.

29. Институт в рамках своих полномочий и имеющихся возможностей обеспечивает конфиденциальность лица, предоставившего достоверную информацию о нарушении (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан).

30. Институт защищает интересы своих работников и гарантирует, что не допустит актов мести, включая увольнение, понижение в должности, дискриминацию, притеснение, преследование в отношении тех работников, кто добросовестно сообщил о подозрительном поведении или возможном нарушении антикоррупционных требований настоящей Политики другим работником Института.

31. Сообщения о коррупционных правонарушениях могут быть предоставлены по следующим каналам связи:

по телефону +998 781130280 (добавочный 222);

по электронному адресу anticor@uzeng.uz

напрямую в правоохранительные органы.

32. Все сообщения, поступившие на каналы связи Института, объективно и своевременно рассматриваются ОВАК в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и внутренними актами Института.

Глава 6. Порядок пересмотра и внесения изменений

33. Настоящая Политика подлежит пересмотру и корректировке в следующих случаях:

при изменении законодательства Республики Узбекистан в области противодействия коррупции, которое влечет необходимость пересмотра существующих антикоррупционных политики и процедур в Институте;

при выявлении неэффективных антикоррупционных контролей и процедур и при необходимости совершенствования комплекса мер, направленных на предупреждение и противодействие коррупции в деятельности Института;

при изменении организационной структуры Института и/или особенностей исполнения Институтом своих задач и функций и т.д.


Нажмите чтобы прослушать выделенный текст! Powered by GSpeech